Понятие публичные правоотношения

Частное и публичное право


Так, с древнейших времен и, что совершенно определенно, с эпохи Древнего Рима (см. также Частное право в эпоху античности ), объём понятия «частного права» включал в себя такие элементы, как нормы, регулирующие статус лиц и семейные отношения, вещные и наследственные отношения, обязательственные отношения [1] .

С выделением в Средние века (см.

также Частное право в Средние века и эпоху Возрождения ) купечества в отдельное сословие и расширением международной торговли сформировалась особая подсистема частного права — торговые обычаи, которые

«были искусственно привязаны к римскому праву в результате творчества постглоссаторов »
[2] и впоследствии преобразованы в нормы, регламентирующие торговые отношения.


Понятие публичные правоотношения


государство, государственный орган, должностное лицо, другой носитель публичной власти (органы местного самоуправления), а в международных отношениях — два или более государств. Никогда субъектами публичных правоотношений не могут быть два физических лица, если они не обладают властными полномочиями.

Следовательно, публичные правоотношения, как уже указывалось, это всегда властеотношения .


Понятие и процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений


Во многих государствах для осуществления судебного контроля над органами исполнительной власти существует система судебных органов, осуществляющих административное судопроизводство (административная юстиция).

Рекомендуем прочесть:  Как открыть кондитерскую с нуля

1. Предметом судебного рассмотрения являются публично-правовые, властные отношения, возникающие между государством в лице его различных органов, должностных лиц, с одной стороны, и физическими лицами — с другой.

Согласно ст. 245 Гражданского процессуального кодекса к делам, возникающим из административно-правовых отношений.

относятся:

  1. Об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этого дела не отнесено законом к ведению иных судов;
  2. Об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти. органов местного самоуправления. должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
  3. О защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ.
  4. Иные дела, возникающие из публично-правовых отношений и отнесенные законом к ведению суда.

Лекция № 11


Производство по данным категориям дел проводится по правилам, предусмотренным для искового производства.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяется правило заочного решения, что обусловлено распределением обязанности по доказыванию и статусом сторон. Основанием для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, является заявление заявителя, к которому предъявляются требования, предусмотренные для искового заявления (ст. 131, 132 ГПК РФ)

Вопрос 84: Понятие и сущность производства по делам, возникающим из публичных правоотношений


Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмотрению, порождает специфику процессуального регулирования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства: эти дела рассматриваются на основе применения норм искового производства, но с учетом действия специальных норм.

Общие правила искового производства — принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказаться от продолжения процесса и прекратить производство по делу — применяются при рассмотрении дел, вы­текающих из публичных правоотношений.



[37, с. 237]. Тарановский Ф.

В. Энциклопедия права. 3-е изд. – СПб. издательство «Лань», 2001. – 560 с./ Деление Ф. В. Тарановским правоотношений на публичные и частные в зависимости от непосредственного участия в них носителей принудительной государственной власти вносит ясность в вопрос о том, что указанными носителями государственных властных полномочий являются, в первую очередь, само государство, государственные органы и государственные должностные лица.



1. ГПК РФ предусматривает более удачное название подразд. III разд. II по сравнению с ГПК РСФСР, который использовал понятие

«дела, возникающие из административно-правовых отношений»
. Публичные правоотношения имеют более широкое значение, чем административно-правовые отношения, и представляют собой правоотношения между субъектами, один из которых обладает властными полномочиями и определяет порядок и условия вступления в данные правоотношения другого участника.